Шахматная школа
главная страница Наша газета (стр. 1) шахматы: урок 2 шахматы: урок 3 советы туристам

Е. Васюков (гроссмейстер)
Рассказы о комбинациях (урок 1)

Одним из ярких проявлений творческого начала на шахматной доске являются комбинации. Чем же привлекательны комбинации, почему они заставляют трепетать сердца поклонников шахматной богини Каиссы, начиная от рядового любителч до чемпиона мира?
Пронсходнт это, на мой взгляд, но той причине, что комбинация - это полёт фантазии, переоценка обычно принятых представлении о ценности тех или иных фигур на доске. Комбинация часто сопровождается красивым пожертвованием. Словом, ЭТО фантазийно-сказочная сторона шахмат, где нередко слабый, но более искусный побеждает более сильного, но менее изобретательного и находчивого.
Чтобы пояснить свою мысль, приведу примерную шкалу "табели о рангах" шахматного королевства: одна пешка - 1 единица силы, конь - 3 единицы, слон - 3 единицы, ладья - 4-5 единиц, ферзь - 9 единиц. Из этого следует, что три пешки примерно равны одной легкой фигуре - коню или слону. Ладья, которая, как и ферзь, считается тяжелой фигурой, сильнее одной легкой фигуры. В то же время три легкие фигуры примерно равны двум ладьям или ферзю и т.д. Комбинация же часто нарушает этот иерархический порядок, заведенный на шахматной доске, и сильно воздействует эмоционально.
Как научиться самому комбинировать? Ведь без этого очень трудно, практически невозможно совершенствоваться.
Ещё на заре шахматной педагогики в начале нашего века второй но счету чемпион мира Эммануил Ласкер, носивший шахматную корону на протяжении двадцати семи лет (!), высказал мысль, оставшуюся незыблемой и по сей день: "Прежде чем пробовать играть позиционно, нужно научиться комбинировать!"
Что для этого нужно делать, с чего начать?

-------------------
См. урок 2.



Хостинг от uCoz